В эпоху правления короля Мануэла I Счастливого (1469 – 1521) Португалия достигла пика своего морского и колониального могущества.
Держава под его скипетром расцвела, однако Счастливым правителя прозвали по другой причине. Детство будущего короля пришлось на период бесконечных заговоров аристократии против короля Жуана II Совершенного. На глазах у Мануэла были изгнаны и казнены многие знатные особы, включая его старшего брата Диогу, герцога Визеу, которого король Жуан лично заколол кинжалом, обвинив в измене.
Когда в 1493 году король велел Мануэлу явиться во дворец, юноша приготовился к худшему, но, к счастью для себя, ошибся: после смерти единственного сына короля Жуана, принца Афонсу, и неудачной попытки усадить на трон внебрачного сына Жоржа, король решил объявить Мануэла наследником, и в 1495 году он взошел на престол.
Начало процессу превращения страны в колониальную империю было положено ещё при легендарном принце Энрике (Генрихе Мореплавателе), король Жуан II продолжил его дело, а Мануэл – привёл к полному успеху.
Португальцы создали парусную трёхмачтовую каравеллу – лучший корабль той эпохи. Активная морская экспансия была вызвана сугубо прагматическими соображениями. Оставаясь в стороне от главных торговых маршрутов, страна не могла быть полноценным участником мирового рынка. Открытие морского пути в Индию, с её пряностями и другими ценными товарами, стало для Португалии эпохальной задачей.
При Мануэле I мореплаватель Вашку да Гама достиг берегов Индии, его соотечественники установили там власть португальской короны, а также открыли Бразилию и основали колонии в Персидском заливе. Португальцы впервые сумели составить конкуренцию лучшим мореходам той эпохи – испанцам и генуэзцам.
Другие статьи по истории Португалии читайте здесь
В наши дни в Лиссабоне можно полюбоваться монументальным памятником первооткрывателям. Ансамбль в виде белой каравеллы включает фигуры Генриха Мореплавателя и других выдающихся деятелей эпохи великих географических открытий: мореплавателей, учёных и миссионеров. Португальцы гордятся соотечественниками, которые превратили страну в морскую империю и принесли другим народам свет христианства. При этом мало кто из них вспоминает, как португальские колонизаторы действовали с чудовищной жестокостью, выдающейся даже на фоне того, что творили испанцы и голландцы.
Особенно отличился в этом отношении Вашку да Гама: сжигал маленьких детей вместе с их матерями, использовал пленников в качестве живых мишеней для упражнений в стрельбе из арбалета, отрубал туземцам руки, ноги и головы, и т. п. Причём поступал так не только с «язычниками», но и с индийскими христианами, хотя ещё со времён Энрике основным мотивом мореплаваний было стремление отыскать «где-то на Востоке» легендарное царство христианского первосвященника, пресвитера Иоанна. Когда христиане наконец-то были найдены, их ждала та же участь, что и мусульман или индуистов.
Грабёж населения колоний, торговля рабами, слоновой костью, ценными породами дерева, драгоценными камнями, золотом стала приносить Португалии огромную прибыль.
На богатства, получаемые из колоний, король Мануэл строил церкви и дворцы и привлекал к своему двору учёных и деятелей искусства. По его имени даже назван архитектурный стиль мануэлину, в котором перемешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотических мотивов, включая индийские.
Эклектизм этого стиля, сочного, динамичного, поражающего декоративностью и роскошью, объясняется влиянием заморского искусства, с которым в период правления Дона Мануэля соприкасались португальские творцы. Иногда мануэлину называют «морским стилем», поскольку он содержит мотивы корабельных снастей, тросов, якорей, якорных цепей, канатов, раковин.
На современном гербе Португалии присутствует навигационный прибор – браслетчатая армиллярная сфера, которая была гербовым знаком Мануэла и украсила многие архитектурные сооружения той эпохи.
Самые известные образчики мануэлину – башня Белен (Torre de Belém), монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos), королевский дворец в Синтре («Португальская Альгамбра»), монастырь Санта-Круш в Коимбре.
Мы придумаем для вас идеальный маршрут!
Мануэл I Счастливый был эффективным правителем – при нём успешно развивались коммерческие и дипломатические связи с Китаем и Персией, а Ватикан получил в подарок роскошное здание посольства, за что отблагодарил монарха двумя высшими наградами – Золотыми розами.
Король модернизировал механизмы налогообложения и раздачи привилегий, реформировал судебную систему и обновил модель соглашений городов с центром.
Мануэл тяготел к абсолютизму, подчинив всю внутреннюю жизнь государства своей власти. Кортесы (собрания представителей дворянства, духовенства и мещанства) при нём созывались всего трижды.
Евреям при короле выпал несчастливый жребий – в 1506 году случилась Лиссабонская резня, погром, в ходе которого католики убили тысячи иудеев и марранов (новообращённых христиан из числа евреев). После этого Мануэл своим декретом изгнал из страны не менее 20 тыс. евреев.
Заморская экспансия происходила на фоне низкого уровня развития ремёсел и производства. Хлынувший в страну поток колониальных богатств не находил достойного применения и не способствовал дальнейшему развитию, в отличие от Англии, например. Дворяне использовали свои привилегии и должности для обогащения посредством колоний и утрачивали интерес к собственным землям. На заморское золото они покупали предметы роскоши, которые вскоре оказывались в руках перекупщиков, тогда как в производстве товаров повседневного спроса Португалия продолжала отставать. Обитатели крупнейших портовых городов жили исключительно тем, что обслуживали моряков. Самые активные и предприимчивые люди уезжали в колонии. Страна оставалась бедной – недаром современники называли её «оборванцем в золотой короне».
Эпоха короля Мануэла I Счастливого заслуживает права именоваться «золотым веком» хотя бы потому, что была периодом, когда португальцы положительно оценивали своё настоящее. В дальнейшем их взоры обращались либо в славное прошлое, либо в светлое будущее.