Португальцы или испанцы, кто круче? WithPortugal
Blog single

Португальцы или испанцы, кто круче?

Исторические судьбы двух стран-соседей, Португалии и Испании, похожи: в начале своего пути они были конгломератами слабых государств, которые  образовались в процессе распада могущественной Римской империи, а в Средневековье находились на окраине (тогда) известного мира. В эпоху великих географических открытий Испания и Португалия повысили свои статусы до мировых центров.

На протяжении значительной части своей истории Португалия соперничала с Испанией. Две страны столетиями воевали за землю, конфликтовали из-за сфер влияния и передвигали границы.

Конечно, у Испании были и есть свои поводы для гордости. При короле Филиппе II она создала огромную колониальную империю, над которой, как любят даже в наши дни повторять испанцы, «никогда не заходило солнце», а перечень испанских достижений и успехов в разных сферах велик: национальный танец фламенко, изобретение подводной лодки, отличные вина, оливковое масло, хамон…

Однако маленькой Португалии тоже есть чем гордиться, и вопрос о том, кто круче, остаётся открытым.

Именно португальцы, а не испанцы, начали Реконкисту. В 711 году стартовал процесс завоевания племенами мавров Пиренейского полуострова, и к 716 году они заняли его практически полностью. В 718 году предки португальцев, не желавшие мириться с исламским владычеством, создали Королевство Астурию – первое на Пиренейском полуострове христианское государство: вестготский князь Пелайо разбил мусульманские силы под Ковадонгой и провозгласил себя королём. Так Астурия стала первым оплотом борьбы за освобождение христианских земель.

Государственность в современных границах Португалия опять же обрела раньше Испании. Это обстоятельство – предмет особой гордости португальцев. В 868 году, в период правления короля Альфонсо III Великого, в ходе Реконкисты астурийцы под командованием рыцаря Вимары Переша заняли и заново заселили маленький порт Портус Кале в устье реки Дору, который в 716 захватил и разрушил Абдул-Азиз ибн Муса, наместник Омейядского халифата. С согласия Альфонсо III Вимара стал главой графства (Condadode Portucale), образованного на занятой территории. Впоследствии из названия графства, Портукале, и образовалось слово «Португалия».

После смерти Мендеша графство было присоединено к Галисии, королевству, возникшему после смерти Альфонсо III, однако двадцать лет спустя возродилось как Второе графство Португалия. Его правитель Афонсу Энрикеш, вошедший в историю как Великий Завоеватель и Основатель,  в 1139 году одержал победу над мусульманами при Оурике, после которой рыцари и солдаты провозгласили его королем Португалии. Это событие считается точкой отсчёта истории независимого Португальского королевства.

В 1279 году Португалия обрела нынешние границы, и все соседи признали её суверенной державой, между тем как Испания приняла современный вид на два столетия позже, в 1479 году (и то, речь шла лишь о союзе Кастилии и Арагона, а национальное государство как таковое сформировалось уже в XVII столетии).

Другие статьи по истории Португалии читайте здесь

Да, в 1580 году Португалия утратила независимость и фактически стала частью Испании – но не потому, что испанцам удалось её завоевать, а в результате Иберийской унии: король Испании Филипп II, пользуясь тем, что король Португалии погиб, а у него самого были династические права на престол, интригами и подкупом завладел португальской короной, после чего Португалия несколько десятков лет оставалась придатком Испании. Тем не менее, даже с формальной точки зрения она была не колонией, а автономией со своими законами и налогообложением.

Уния оказалась невыгодной для обеих сторон: испанцы не могли эффективно управлять огромными португальскими колониями, чем воспользовались голландцы и частично их  захватили, а португальцы из-за унии стали врагами врагов Испании и были втянуты в войны с Нидерландами и Англией. По причине войн и непомерных налогов население Португалии обнищало, и в довершение всех бед испанская инквизиция стала преследовать крещёных португальских евреев, триста тысяч которых бежало из страны.

Приезжаете на несколько дней?
Мы придумаем для вас идеальный маршрут!

Недовольство португальской знати и простых людей таким положением вещей вылилось в тридцатилетнюю войну с могущественным соседом. Однако испанцы так и не сумели покорить португальцев. Португальские военные к началу войны в совершенстве овладели искусством сражения верхом на конях, которому научились у арабов, а также были искусными лучниками (их учителями в стрельбе из луков стали англичане). Численно испанская армия превосходила португальскую, но последняя состояла из нерегулярных частей – небольших групп, которые после стычек на равнинах всегда могли укрыться в горах, где «исчезали», маскируясь под крестьян, в деревнях, разбросанных на десятки километров друг от друга. Испанцам было тяжело иметь дело с таким противником и в такой местности.

В итоге 1 декабря 1640  года уния была португальцами расторгнута, а в 1668 году Испания официально признала суверенитет Португалии, по какому случаю португальцы с большой гордостью 1 декабря каждого года отмечают национальный праздник – День восстановления независимости.

В дальнейшем португальцы не раз давали испанцам фору. Так, португальцы начали создавать  колониальную империю на 77 лет раньше Испании: этот процесс стартовал в 1415 году с завоевания Сеуты в Северной Африке. К моменту образования Испании в 1492 году, португальцы уже обогнули мыс Доброй Надежды и построили многочисленные форпосты вдоль африканского побережья.

В конце XV и в начале XVI веков португальский флот был крупнейшим и самым мощным в мире, что позволило Португалии опередить Испанию в экспансии Африки и Азии.

В период правления короля Жуана V в начале и в середине XVIII века португальцам удалось создать колонию в Бразилии, которая стала крупнейшей в Южной Америке.

Многовековая конкуренция двух стран даёт о себе знать даже в наше время. Правда, сейчас это соперничество выражается в довольно безобидных формах. Например, Испания стабильно лидирует по объёму импорта в Португалию, и если португальцу попадается кислый апельсин, он непременно замечает: «Наверное, из Испании». Это старая шутка, которая повторялась тысячу раз, но португальцам она никогда не надоедает.

Если португальские фермеры собираются митинговать под окнами родного министерства сельского хозяйства, протестуя против заниженных закупочных цен, и хотят забросать здание помидорами, то португальские журналисты обязательно скажут: «Ну, надеемся, что помидоры будут португальскими, а не испанскими».

Примечательно, что потоки экспорта-импорта идут в обе стороны: испанцы – главные покупатели португальских товаров. И здесь тоже не обходится без приколов. Так, португальцы годами рассказывают байку о том, что испанцы покупают у них оливковое масло, разбавляют своим и перепродают в США: дескать, в чистом виде американцам испанское масло не по вкусу. На самом деле, обе страны – производители неплохого масла, и США импортируют его из обеих стран.

По большому счёту, несмотря на отголоски былой вражды, в наши дни португальцы и испанцы настолько близки, что многие из них считают соседей без преувеличения братьями: они понимают языки друг друга, у них «одна» история, на государственном уровне они разделяют одни те же политические ценности, входя в такие «клубы», как ЕС, Шенгенская зона, НАТО.

По словам самих португальцев, есть ещё одна черта, роднящая их с испанцами: оба народа привыкли мыслить категориями столетий, а не лет. Поэтому в дискуссии о том, кто круче, рано ставить точку…

41+
ЕВРО

На твою первую аренду жилья

Перейди по ссылке и зарегистрируйся

Получить 41€
Підтримайте роботу нашої редакції

Приєднуйтесь до нас у соціальних мережах