Аль-Андалус – арабское название частей Пиренейского (Иберийского) полуострова, где в наши дни находятся Португалия и Испания и которыми арабы управляли с 711 по 1492 гг. В широком понимании это название относится к арабско-исламской цивилизации, существовавшей в этот период на Иберийском полуострове.
Существует расхожее представление, согласно которому история современной Португалии началась с того, что португальцы освободили территорию от «захватчиков-мусульман». Однако этот стереотип не вполне соответствует действительности.
Во-первых, «завоевание» полуострова носило преимущественно мирный характер. Местные правители добровольно признавали себя подданными халифов в обмен на возможность сохранять веру, имущество и земли.
Во-вторых, мусульманская экспансия была скорее благом для местного населения. После того, как в X веке мусульманский правитель Абд ар-Рахман III из династии Омейядов объединил аль-Андалус под властью Кордовского халифата, его столица Кордова стала самым крупным в Европе городом с развитой экономикой, культурой и наукой.
Другие статьи по истории Португалии читайте здесь
Британский историк Джеймс Берк так описал Кордову времён её расцвета: «…В то время как Лондон был только крошечной деревней, которая «не могла похвастаться и одним уличным фонарём», в столице аль-Андалуса Кордове было полмиллиона жителей, 113 000 домов, 700 мечетей, 300 общественных бань по всему городу и его окраинам. Вымощенные улицы освещались по ночам. В домах были прохладные балконы для жаркого лета и трубы с горячим воздухом для зимы. Дворы украшались садами с искусственными фонтанами. Бумага, остававшаяся загадкой для Запада, была повсюду. Здесь были книжные магазины и более 17 библиотек».
Примеры достижений, которые упоминает Берк, не ограничиваются тряпичной бумагой, которую распространили в Иберии арабы, они поистине бесчисленны. Так, в XI веке благодаря мусульманам Европа познакомилась синдийско-арабской десятичной системой счисления.
Мусульманские учёные принесли европейцам знание астрономии и астрономического инструмента для измерения широты и долготы – астролябии. Самыми известными андалусскими астрономами были Ибн Туфаил (ум. 1185), Ибн Рушд (Аверроэс; ум. 1198) и Нур ад-Дин аль-Битруджи (Альпетрагиус ; ум. 1204). Аверроэс, наряду с тем, что развивал астрономию, основал крупную философскую школу, повлиявшую на средневековую мысль Западной Европы.
В период правления Абд ар-Рахмана III в Иберии бурно развивалась медицина. Особо следует отметить придворного лекаря аль-Захрави (Альбукасиса) (936 – 1013). Его считают величайшим врачом за всю историю ислама и основоположником хирургии. Он написал энциклопедию в тридцати томах, в которой обобщил все существовавшие в то время медицинские знания. Труд включает иллюстрации хирургических инструментов, описания хирургических методов лечения и клинические примеры для начинающих хирургов. Столетиями энциклопедия аль-Захрави оставалась одним из самых популярных пособий для студентов и практикующих врачей, её перевели на иврит, латынь и кастильский язык.
В исламской Иберии работали тысячи выдающихся учёных, особенно в области правовых и религиозных наук. Их точное число не установлено, но оно, исходя из биографических источников, превышает шесть тысяч.
Процент грамотного населения в Иберии был гораздо выше, чем во многих других странах Запада. С самых первых дней правления на Пиренейском полуострове Омейяды стремились создавать библиотеки и образовательные учреждения, которые могли бы конкурировать с багдадскими. Библиотека халифа Кордовы аль-Хакама II, одна из крупнейших в мире, насчитывала как минимум 500 000 томов. По инициативе этого халифа многие древнегреческие тексты были переведены на латынь, иврит и арабский. Подсчитано, что в X веке от 70 000 до 80 000 рукописей копировалось ежегодно только в Кордове.
Мусульмане и немусульмане приезжали из-за рубежа, чтобы получать в аль-Андалусеобразование, особенно после повторного завоевания Толедо в 1085 году и создания переводческих учреждений, таких как Толедская школа переводчиков. К ней принадлежал шотландский учёный Майкл Скот (ок. 1175 – ок. 1235), он привёз труды Ибн Рушда (Аверроэса) и Ибн Сины (Авицены) в Италию. Это лишь один пример передачи идей, оказавшей огромное влияние на культуру европейского Ренессанса.
Выдающийся арабский учёный, поэт, певец и музыкант Зирьяб создал в Кордове знаменитую музыкальную школу, двери которой были открыты как для мужчин, так и для женщин, а её выпускники пользовались большой популярностью у аристократов того времени. Зирьяб был не только великим музыкантом, основоположником классической андалусской музыки, но и новатором в других областях. Он оказал большое влияние на моду, первым изобрёл зубную пасту, создал новые рецепты дезодорантов и шампуней, пропагандировал гигиену, включая принятие ванн, а также популяризировал новые причёски и бритьё лица мужчинами.
Мы придумаем для вас идеальный маршрут!
Аграрный сектор Иберии был самым передовым в Европе. Во время арабского правления получили распространение многие сельскохозяйственные культуры: сахарный тростник, рис, хлопок, люцерна, апельсины, лимоны, абрикосы, шпинат, баклажаны, морковь ,шафран, арбуз, бананы, твёрдые сорта пшеницы.
Масштабные ирригационные сооружения обеспечивали водой городские бани, мечети, сады, жилые дома и дворцы, а поля орошались водяными колёсами.
Терпимость властителей аль-Андалуса сделала его центром еврейской жизни. Эпоха мусульманского правления, особенно во времена Абдар-Рахмана III, стала для иудеев полуострова золотым веком. Евреи имели юридическую автономию и получали высокие государственные должности. Они активно развивали промышленность: производство изделий из металла, стекла, керамики и текстиля, горное дело и судостроение. Самыми успешными торговцами в мусульманских государствах Иберии были именно иудеи, поскольку они имели обширные коммерческие сети, достигавшие Средиземного моря, а также были связаны с евреями-купцами Леванта и Каира родственными узами. Поскольку в ту эпоху не было международной банковской системы, семейные связи обеспечивали высокий уровень доверия при сделках.
В ходе Реконкисты христианам за несколько столетий удалось отвоевать Иберию, чему способствовала раздробленность и междоусобица среди исламских государств. К концу XV века на полуострове оставался лишь один мусульманский анклав,Гранадский эмират, который пал в январе 1492 года. Хотя перед его капитуляцией христиане от лица самого Папы Римского обещали мусульманам свободу вероисповедания, очень скоро они начали репрессии, под угрозами смерти или изгнания обращая арабов в католицизм. Аналогичная участь постигла иудеев.
Андалусский поэт Абу-ль-Бака ар-Рунди, который видел закат аль-Андалуса своими глазами, написал о крахе Мусульманской Иберии проникновенные строки:
Отвечай мне, край родимый, что случилося с тобою?
Видишь – горы пошатнулись и утёс поник главою.
Где ты, Кордова, столица, что влекла к себе из дали?
Там нашли приют науки и ремёсла процветали.
Города осиротели, пали белые знамёна,
Льём мы слезы, расставаясь, как с подругою влюблённый,
Из мечетей раздаются стоны каменных михрабов.
Не придётся ли веками вам оплакивать арабов?