Масонская история Португалии. História da Maçonaria em Portugal. История Португалии. Масоны в Португалии.
Blog single
Масонская история Португалии
História da Maçonaria em Portugal

История Португалии связана с масонством настолько тесно, что подробный рассказ на эту тему потребует создания объёмной монографии, поэтому мы ограничимся изложением ключевых фактов. 

Если отвлечься от масонской мифологии, согласно которой масонство старше любых иных форм человеческой организации, поскольку идёт от праотца Адама / прародителя Авраама / от строителей храма Соломона / от рыцарей-храмовников (тамплиеров) / от розенкрейцеров и т. д., и ограничиться документально подтверждёнными фактами, можно сказать следующее: 

Движение франкмасонов возникло между X и XIII веками в виде объединений (лож) британских каменщиков-строителей, в которых хранилось и передавалось искусство строительства великих христианских соборов. Члены подобных корпораций давали клятву повиновения их правилам и сохранения в тайне профессиональных секретов. Они были известны как оперативные или строительные масоны.

С конца XVI века в эти корпорации стали проникать люди, принадлежавшие к другим профессиям, но разделявшие правила нравственности и духовные устремления членов лож. Они стали известны как сторонние каменщики, теоретические или спекулятивные масоны. 

В течение XVII века строительные товарищества в Европе стали приходить в упадок и к началу XVIII века практически прекратили существовать на фоне окончания эпохи строительства готических соборов. Сохранявшиеся на то время оперативные масонские группы носили скорее символический характер. 

В период правления королевы Анны, Великобритания начала активно развиваться в политическом и экономическом отношении, и к началу XVIII в среде британских интеллектуалов, связанных со «старым» масонством, возникла идея создать новую организацию франкмасонов. 

24 июня 1717 года, в день Святого Иоанна Крестителя, в лондонской таверне «Яблоня» собрались представители четырёх лондонских лож и объединились в одну  Великую ложу Англии, которая с тех пор сохраняет статус старейшей и самой авторитетной масонской организации в мире. 

 

С этого времени характер масонских лож принципиально изменился: из сугубо профессиональных организаций они превратились в над-цеховые объединения, включавшие в свой состав представителей дворянства, буржуазии и интеллектуалов. 

Миссией «нового» масонства стала воплощение в жизнь идеалов религиозно-нравственного характера. В масонском движении отсутствует чётко сформулированная и единая для всех масонских организаций цель. В самом широком смысле можно сказать, что масоны стремятся совершенствовать самих себя и окружающий мир. 

Из Лондона масонство распространилось во Францию, Нидерланды, Россию, Швецию, Данию, Испанию, Италию, Швейцарию и Турцию. 

В Португалии первые масоны появились между 1735 и 1743 годами, хотя известный португальский историк Оливейра Маркес сообщает, что ещё в 1727 году жившие в Лиссабоне британские коммерсанты основали масонскую ложу. 

Другие статьи по истории Португалии читайте здесь

В 1733 году Джордж Гордон, присланный в Португалию Великой ложей Англии с миссией создания новых лож и популяризации масонства, основал ложу, названную Casa Real dos Pedreiros Livres da Lusitânia (Королевский дом франкмасонов Лузитании). 

В апреле 1738 года папа Климент XII осудил франкмасонство в своей булле «Ин Эминенти», а 14 июня 1739 года секретарь государства Ватикан кардинал Фирраро утвердил буллу в документе, в котором любая причастность к франкмасонству объявлялась тяжким преступлением. 

В 1741 году гранильщик алмазов Джон Кустос, швейцарец, натурализовавшийся в Англии, создал в Португалии третью масонскую ложу. В неё входили преимущественно проживавшие в Португалии иностранцы, а также ряд португальских аристократов. Вскоре Кустос попал в поле зрения инквизиции и 14 марта 1743 года был арестован вместе с несколькими другими братьями-каменщиками.  Их подвергли пыткам (легенда гласит, что они не выдали секретов братства), и в 1744 году Кустоса обвинили в ереси, протестантизме и в «оскорблении», которое он нанёс португальским католикам, создав масонскую ложу. Ему присудили пять лет каторжных работ на галерах и взяли подписку о неразглашении информации о том, какими методами велось дознание. Троих португальцев, членов ложи, приговорили к смертной казни. Впрочем, в том же году британский посол в Лиссабоне лично ходатайствовал за Кустоса перед королём Жуаном V от имени короля Великобритании Георга II, и в октябре 1744 года Кустоса выслали в Англию. Там он нарушил данный им обет молчания и опубликовал книгу «Неслыханные страдания Джона Кустоса», в которой рассказал о пытках в застенках португальской инквизиции. Книга вызвала живой интерес у британских читателей и способствовала росту симпатий к франкмасонству и антипатии к инквизиции. 

В 1751 году новый папа Бенедикт XIV буллой «Providas» подтвердил запрет на вступление католиков в масонские ложи. 

 

Однако в эпоху правления маркиза Помбала португальские масоны получили временную передышку: упоминания масонов отсутствуют в документах инквизиции и полицейских отчётах того периода. Существует версия, что  всесильный маркиз де Помбал (1699 – 1782), некоронованный владыка Португалии, державший в своих руках бразды правления страной при короле Жозе I (с 1750 по 1777 годы) и руководивший её восстановлением после Лиссабонского землетрясения, и сам был масоном. Косвенным подтверждением связи Помбала с масонством служит тот факт, что в период службы в Лондоне в качестве посла Помбал был вхож в аристократические круги, близкие к Великой ложе Англии.

На связь маркиза с вольными каменщиками указывает и присутствие многочисленных масонских символов на улицах новых районов Лиссабона, выстроенных под надзором Помбала после катастрофы. Одним из примеров служит Торговая площадь (Praça do Comércio) в Лиссабоне, известная также как Дворцовая площадь, поскольку находится на месте дворца Рибейра, разрушенного в ходе землетрясения, после которого площадь была полностью реконструирована. 

На площади можно насчитать 78 арок (по 11 арок по каждую сторону от арки Rua August – всего 22, и по 28 арок в зданиях слева и справа – всего 56). Интересно, что в колоде карт Таро (символизм Таро близок масонскому) всего 78 карт, которые делятся на старшие арканы (22 карты), козыри; младшие арканы (56 карт), масти.

Продолжение ниже...

Приезжаете на несколько дней?
Мы придумаем для вас идеальный маршрут!

Хотя арка Rua Augusta была воздвигнута почти на 100 лет позже всего района, в 1875 году, первоначальный проект 1759 года свидетельствует о масонском влиянии. 

Внутри арки присутствуют масонские символы, в частности, пространство украшено квадратами с листочками акации и гранатом, масонскими символами.  

Статуя Короля Жозе I в центре площади, торжественно открытая в 1775 году, также их содержит. Бронзовый памятник (единственный, посвящённый этому королю), спроектировал известный португальский скульптор Жоаким Машаду де Каштру. 

На одной из сторон памятника размещён барельеф с традиционными масонскими символами: наугольником, циркулем, двумя столбами, пятиконечной звездой мудрости и пеликаном. 

Это не единственные примеры масонского символизма в лиссабонской архитектуре; о других подобных образцах будет рассказано ниже. 

В период правления Помбала франкмасонство стало распространяться среди аристократов, военных и интеллектуалов. Маркиз активно привлекал в армию и промышленность страны высокопоставленных военных, знать и специалистов из протестантских стран, которые пополняли ряды местных масонских лож. В частности, по приглашению Помбала в Лиссабон прибыл масон, немецкий аристократ граф Вильгельм Фридрих Эрнст цу Шаумбург-Липпе,  который в звании генералиссимуса возглавил союзные (англо-португальские) войска, действовавшие против испанской армии. К 1763 году с помощью графа были организованы две масонские ложи для военных в Элвасе и Валенсе. 

 

Впечатляющий рост франкмасонства в период правления маркиза Помбала совпал с изгнанием из Португалии ордена иезуитов и конфискацией его имущества. Впоследствии клерикальные круги обвинили масонов в причастности к гонениями на орден, однако эту точку зрения едва ли можно считать обоснованной. В ту эпоху масоны не занимались политикой. Начиная с 1717 года официальная позиция Великой ложи Англии состояла в необходимости повиновения «законному» монарху, каким бы этот монарх ни был. Больше того, по мнению ряда португальских историков, маркиз Помбал способствовал так называемому католическому просвещению в Португалии. Однако он считал, что церковь составляет власти конкуренцию и вредит государственным и монархическим интересам. 

После смерти Жозе I ему наследовала его дочь Мария I, в правление которой гонения на франкмасонство возобновились. Маркиз Помбал лишился всех должностей, в 1770-е годы из Португалии эмигрировали такие масоны-интеллектуалы, как поэт Филинто Элизио, ботаник Фелиш Бротеру и врач Антониу Санчес. Интересно, что с 1731 по 1747 годы Санчес жил в России, где служил при дворе медиком, а перед тем, как вышел в отставку и покинул Российскую империю, был назначен почётным членом Петербургской академии наук с ежегодным жалованьем. Однако в ноябре 1748 года императрица Елизавета приказала президенту Академии Разумовскому исключить Санчеса из числа почётных членов Академии под предлогом того, что Санчес якобы отрёкся от христианства и стал иудеем (впоследствии Екатерина II восстановила его в звании почётного академика с пожизненной пенсией). Возможно, именно принадлежность Санчеса к масонству дала императрице Елизавете повод считать, что он не был «добрым христианином».

Другие португальские масоны были брошены за решётку. В их числе – Жозе Анастасиу да Кунья, математик, механик и профессор Коимбрского университета, который в 1778 году был приговорён к трём годам заключения и пяти годам ссылки, математик Жуан Мануэл де Абрау, а также математик и навигатор Мануэл до Эшпириту Санто Лимпу. 

Орудием расправы с масонами стал глава полиции Diogo Inácio de Pina Manique (1733 – 1805), заклятый враг Просвещения и идей Великой Французской революции, которые в ту пору начали распространяться в Европе. Он считал эти идеи угрозой португальской Короне и католическим монархиям, в целом. За 25 лет, в течение которых Пина Маник возглавлял полицию, были закрыты масонские ложи в Лиссабоне, Коимбре, Валенсе, Фуншале и Порту. Своего пика репрессии достигли в 1791-1792 годах. 

Вольные каменщики были вынуждены уходить в подполье. Так, известно, что в 1797 году собрания масонской ложи «Феникс» проходили на борту одноимённого фрегата, плавающего по реке Тежу. В собраниях участвовали португальские, британские и французские масоны. 

В период Великой Французской революции и наполеоновских войн (1799–1815 гг.) Португалия воевала на стороне Англии. В конце 1807 года, после того, как португальское правительство отказалось присоединиться к континентальной блокаде, французские войска захватили Португалию. Королева и придворные бежали в Бразилию. Оккупационные войска революционной Франции разоряли Португалию и одновременно распространяли революционные доктрины и освободительные идеи. В страну стали возвращаться аристократы и интеллектуалы, жившие в изгнании во Франции. Множилось число новых лож, ряды которых пополняли армейские офицеры, коммерсанты, промышленники, священники и интеллектуалы. Хозяйничанье английских и французских солдат в 1808-1811 годах разорило Португалию. Феодальные отношения в стране оставались нетронутыми. К началу 1820-х годов в стране обострились экономические проблемы, которые усугублялись войной, утратой бразильского рынка для португальской промышленности и виноделия, а также изоляцией страны от европейских рынков. Всё это способствовало росту либеральных настроений. 

Португальские франкмасоны принимали непосредственное участие в революционной борьбе. Так, в 1817 в Порту была сформирована политическая группа СинЕдриу (Sinédrio). Она не являлась масонской организацией, но некоторые её члены были вольными каменщиками. 

24 августа августа 1820 года восстал гарнизон города Порту. Восстание возглавили полковники Фонсека и Кабрейра. Их поддержали лиссабонские военные. В конце августа – начале сентября восстание охватило города северной Португалии. 15 сентября революция победила в Лиссабоне. Временное правительство, жунта объявило о созыве общепортугальских кортесов для принятия конституции. Собравшиеся в 1821 году кортесы отменили феодальные повинности крестьян и права сеньоров, уничтожили инквизицию, провозгласили свободу печати, расторгли невыгодный для Португалии торговый договор с Англией и изгнали из армии англичан. Конституция 1822 года объявила Португалию конституционной монархией, провозгласила свободу всех португальцев и их равенство перед законом. Конституции присягнул вернувшийся из Бразилии король. 

 

В сентябре 1822 года в Бразилии была провозглашена независимость от Португалии, что вызвало неудовольствие торгово-промышленной буржуазии, заинтересованной в колониальной торговле. Весной 1823 года феодальная аристократия и духовенство во главе с младшим сыном короля Мигэлом подняли мятеж. В мае 1823 года контрреволюционный мятеж произошёл в армии. Завоевания революции были ликвидированы. 20 июня 1823 года король Жуау VI опубликовал эдикт, в котором осудил франкмасонство и назначил за «религиозное вольнодумство» наказание в виде изгнания в Африку на пять лет и штрафа в размере 500 тыс. реалов.

30 апреля 1824 года наследник престола Мигэл арестовал министров и осадил королевский дворец,  после чего король Жуау VI бежал на английском корабле. Мигэл заявил, что его действия оправданы, поскольку «франкмасоны намеревались убить короля». Он провозгласил себя законным наследником трона и пообещал избавить от наказания всех членов секретных обществ, которые вышли из них до 20 июня 1823 года. Тем, кто отказался это сделать, он пригрозил суровыми карами. Хотя заговор Мигэла не увенчался успехом (сам он был выслан в Вену), начался десятилетний период войн между сторонниками сохранения конституционной монархии и приверженцами абсолютизма. На фоне политической нестабильности и репрессий масоны в очередной раз были вынуждены закрыть двери своих лож и массово эмигрировали в Англию и Францию. 

В Бразилии в этот период происходили важные для масонского движения события. 17 июня 1822 года три масонские ложи образовали Великий восток Бразилии. Первым главой (великим мастером) этой масонской организации стал Жозе Бонифасиу де Андрада и Силва (1763 – 1838) –  бразильский государственный деятель, учёный, поэт, педагог, сторонник бразильской независимости. 

4 октября 1822 года вторым великим мастером стал император Бразильской империи Педру I (он правил под этим именем Бразилией с 1822 до 1831 года, и с 1826 по 1828 год правил Португалией под именем Педру IV). 

Между тем, сторонники либерализма объединились и сформировали армию с целью освободить Португалию от абсолютизма и свергнуть узурпатора Мигэла.  24 августа 1833 года армия во главе с масоном герцогом Жуау Карлушом Салданья освободила от сторонников Мигэла Лиссабон. Спустя несколько дней из Бразилии вернулся Педру IV, занявший португальский трон. Новый король, либерал и масон, изгнал из страны иезуитов и репрессировал духовенство, поддерживавшее узурпатора Мигэла.  

Началась новая эра португальского масонства. В последующие годы масоны, как индивидуально, так и коллективно, на уровне лож, внесли значительный вклад в борьбу за отмену смертной казни и рабства, создание системы начального и среднего образования в Португалии и её колониях, отделение церкви от государства, создание системы государственной регистрации новорожденных, а также приняли участие в разработке основных законов. 

В этот период масонство начало превращаться в придаток к политическим партиям. Многие ложи фактически стали филиалами тех или иных анти-монархических групп. 

17 мая 1848 года экономист Антонио де Оливейра Маррека, а также политики Антонио Родригес Сампайу и Жозе Эстевау де Магальяйнс (эти двое были даже не рядовыми масонами, но Великими мастерами Великих лож) создали в Лиссабоне так называемую Революционную комиссию, на базе которой впоследствии сформировалась Республиканская партия, многие члены которой были масонами. 

Бурно развивалась журналистика республиканской и демократической ориентации. Многие видные публицисты этого направления, опять же, были масонами. В 1866 году в одном лишь Лиссабоне действовали тридцать с лишним республиканских политических клубов.  

К концу XIX века относится создание самого знаменитого масонского дворца Португалии – неоготического замка в Синтре. Дворец был построен в XVII веке и не раз менял хозяев. В 1840 году его приобрела дочь богатого португальского купца, впоследствии получившая титул баронессы Регалейра, поэтому в наши дни этот дворцово-парковый комплекс известен как Кинта да Регалейра («имение Ригалейра»). Он входит в состав «Культурного ландшафта Синтры», в 1995 году включённого в Список объектов всемирного наследия.

 

В самом конце XIX века бароны продали усадьбу доктору Антониу Аугушту Карвальу Монтейру, наследнику огромного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе и драгоценными камнями. Богач Монтейру получил прекрасное образование, был знатоком оперы, собирал музыкальные инструменты, часы, ракушки, различные древности. Его библиотека считалась одной из лучших в Португалии и включала самое полное собрание произведений Камоэнса. 

Следует отметить, что до сих пор не найдены документы, прямо указывающие на принадлежность Монтейру к вольным каменщикам, но усадьба Кинта да Регалейра насыщена масонской символикой. Для создания ансамбля миллионер пригласил знаменитого итальянского архитектора, художника и сценографа Луиджи Манини,  работавшего в миланском театре «Ла Скала». 

В оформлении дворца присутствуют изображения растений, маленькие витые колонны и резьба по камню, дополненные изваяниями животных антропоморфных существ и фантастических монстров. Внутреннее убранство дворца не уступает роскошью внешнему оформлению. Парк усадьбы задумывался как райский сад Эдем. На разных уровнях по нему разбросаны балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера, имеющие определённый смысл. В большинстве случаев, их связь с масонством очевидна. Например, в парке расположен египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса – эта птица фигурирует в масонской мифологии. Понять, что есть что в Кинта да Регалейра не так просто: для этого надо обладать глубокими познаниями в масонстве, алхимии, каббалистике, философии, поэзии и португальской истории. Но даже у посетителя, не знающего скрытого смысла символов, создаётся впечатление, что здесь всё выстроено в определённой закономерности. Например, на одной из террас парка возвышается часовня, однако венчает её не католический крест, а крест Ордена тамплиеров, а справа от входа в часовню находится проход к винтовой лестнице, ведущей в склеп. На одной из стен склепа начертан знак «дельта луминозо» («сияющий треугольник») – символ масонства. 

На потолке одного из залов дворца присутствует масонская аллегорическая картина, изображающая три добродетели – Силу, Мудрость и Красоту. 

На самой верхней террасе парка расположены менгиры – вертикально стоящие камни. Один из них скрывает проход к тридцатиметровому колодцу, уходящему в недра горы. Спиральная галерея, идущая вокруг колодца, имеет девять уровней, которые поддерживаются резными каменными колоннами. Уровни символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных в «Божественной комедии»  Данте. Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров вписан в восьмиконечную звезду – родовой герб Монтейру. Неизвестно, когда был сооружен «Колодец посвящения». Возможно, он существовал еще при первых хозяевах Кинта да Регалейра, поэтому Монтейру так приглянулась эта усадьба.

Отдельного упоминания заслуживают португальские карбонарии –  анти-монархическое тайное общество, возникшее в начале XIX века в Италии и в разных формах распространившееся по всей Европе. Структура общества в основных чертах повторяла структуру масонской организации. В Португалии общество было учреждено в 1822 году и на протяжении всего XIX столетия занималось политической пропагандой и привлечением в свои ряды масонов. К октябрю 1910 года, к моменту революции, в стране насчитывалось не менее 40 тыс. активных членов общества. 

Революции, упразднившей монархию и установившей республиканскую форму правления, предшествовало убийство в 1908 году короля Карлуша I и его старшего сына Луиша Филипе, герцога ды Браганса. В начале октября 1910 года республиканцы при поддержке военных и народных масс подняли восстание. 5 октября правительственные войска капитулировали и Португалия была провозглашена республикой. Один молодой офицер, входивший в число руководителей восстания и общества карбонариев, заявил: «Дело португальской революции было выиграно благодаря масонам. Им принадлежит уникальная и исключительная заслуга в этой победе». 

 

Первое республиканское правительство возглавил масон, писатель и учёный Теофилу Брага. Министром внутренних дел был назначен масон Антониу Жозе ди Алмейда, министром юстиции стал масон Афонсу Кошта. Впервые за двести лет своего существования в Португалии масонство из маргинальной и преследуемой организации превратилось в часть истеблишмента. Принадлежность к братству стала залогом успешной бюрократической и политической карьеры. Число масонских лож и групп бурно росло. Более 50% членов парламента первой республики и 50% членов Совета Министров были масонами. К братству вольных каменщиков принадлежали три президента Португальской республики: Бернардину Машаду, Сидониу Паиш и Антониу ди Алмейда. По состоянию на 1926 год в Португалии насчитывалось 3000 масонов (один масон на каждые 2000 граждан), действовали 115 лож и групп. 

28 мая 1926 года масон, генерал Антониу ди Фрагозу Кармона совместно с генералом Гомишем да Коштой совершил государственный переворот. Была создана «диктатура без диктатора»: страну возглавил триумвират генералов (Кармона, Кошта и Кабесадаш). 

Возможно, потому, что Кармона сам был масоном, до 1929 года вольные каменщики не подвергались репрессиям, но ситуация стала меняться, когда в 1927 году Кармона назначил министром финансов с чрезвычайными полномочиями правого политика Антониу Салазара, который быстро восстановил запущенную экономику страны и на волне успеха в течение нескольких лет получил все властные полномочия. Масоны снова впали в немилость. 

16 апреля 1929 года года гвардейцы и полицейские вторглись в штаб-квартиру Великого востока Португалии и задержали всех находившихся там масонов. Они также конфисковали все найденные документы и архивы. Руководство ложи приняло решение перейти на новый режим работы: отказаться от крупных собраний и собираться втайне небольшими группами. 

В 1933 году Салазар формально назначил Кармону президентом и провозгласил режим «Нового государства», которое де-факто возглавил. Ценностями «Нового государства» были провозглашены Бог, Родина, семья, власть, социальная гармония, иерархия и мораль. Историки продолжают спорить, можно ли считать режим Салазара фашистским, но очевидно, что диктатор, как и вождь германских национал-социалистов, не жаловал масонов. В период «Нового государства» при приёме на работу все кандидаты в госслужащие были обязаны  письменно подтверждать, что не состоят в коммунистической партии или в любых тайных обществах, включая масонские ложи. Власти конфисковали в пользу государства расположенный в самом центре Лиссабона, по адресу Rua do Grémio Lusitano, 25, Масонский замок – штаб-квартиру Великого востока Португалии. 

 

Только после Революции гвоздик в 1974 году Великий восток Португалии вернул утраченное имущество и получил возможность открыто заниматься своей работой. 25 января 2003 года СМИ впервые распространили обращение Великого мастера ложи к португальскому народу. 20 марта того же года президент Португалии Жорже Фернанду Бранку де Сампайю посетил Масонский дворец. В наши дни во дворце находится центр культурного и филантропического общества Grémio Lusitano, которое работает под эгидой Великого востока Португалии. В том же здании располагается Масонский музей, открытый для широкой публики.

Масонской символики в португальской столице так много, что можно заказать экскурсию «Масонский Лиссабон». 

Например, на Rua do Comércio 128 находится штаб-квартира банка BPI. В прошлом в здании располагался офис банка «Banco Fonsecas & Burnay». Судя по узорам акации на дверях, владелец был масоном.

По адресу Rua do Crucifixo 58 фасад здания украшает масонский символ – кадуцей (жезл) с двумя змеями.  

На Rua do Ouro расположена штаб-квартира португальского банка Montepio, эмблемой которого служит пеликан. Его статуя находится под крышей, на самом верху фасада. Символ жертвенной любви, пеликан – традиционный масонский образ. 

На Rua do Carmo на фасаде Armazéns Grandella присутствуют традиционные символы масонов: пятиконечная звезда и композиция, похожая на наугольник и циркуль с буквой «G». В данном случае достоверно известно, что бывший владелец Francisco de Almeida Grandella был членом масонской ложи. 

Выше, на Largo Raphael Bordalo Pinheiro, находится здание под названием «Casa do Ferreira das Tabuletas». Его построил в 1864 году Мануэл Морейра Гарсиа (Manuel Moreira Garcia), масон и владелец «Cervejaria Trindade». Фасад покрыт азулежу на масонские мотивы. На здании по восходящей изображены Вода и Земля, различные достижения человечества, такие как Торговля, Производство, Наука и Сельское Хозяйство. Всё венчает Всевидящее Око, символизирующее Великого Архитектора Вселенной (так масоны именуют Бога или Высшее Начало). 

 

В самой «Cervejaria Trindade» на внутренних панелях азулежу присутствуют изображения на тему Храма Соломона. 

На Praça da Figueira, на пересечении Rua do Amparo и Rua Dom Antão de Almada, изображено рукопожатие масонов старшей и младшей ступеней. 

 

А на известном кладбище Лиссабона, Cemitério dos Prazeres, возвышается самый большой частный склеп в Европе «Duques de Palmela». Величественное сооружение представляет собой одновременно храм, и пирамиду, не оставляя никаких сомнений в причастности владельцев к вольным каменщикам. 

Что касается Бразилии, куда свет масонства принесли португальцы, то там в наши дни число масонских лож уступает только числу церквей, которых в этой религиозной стране несметное множество. Если посмотреть на открытые данные о руководителях масонских лож и сопоставить их со списками важнейших сотрудников госорганов, мэрий, муниципалитетов и правительств различного уровня, то станет очевидно: Бразилией правят масоны. 

О степени распространённости масонства свидетельствует тот факт, что некая компания в Сан-Паулу строит и сдаёт в аренду «готовые к эксплуатации» масонские храмы. 

Путешественники отмечают: первое, что встречает тебя при въезде во многие бразильские города и городки – знак масонской ложи, которая доминирует в данном городе. 

Предыдущий президент Бразилии Мишел Темер и действующий президент Жаир Болсонару принадлежат к одной и той же организации. Нет нужды пояснять, к какой. 

41+
ЕВРО

На твою первую аренду жилья

Перейди по ссылке и зарегистрируйся

Получить 41€
Приезжаете на несколько дней?
Мы придумаем для вас идеальный маршрут!