Фернанду Песоа – культурный символ Португалии WithPortugal
Blog single

Фернанду Песоа – культурный символ Португалии

Фернанду Песоа (1888-1935) – крупнейший португальский поэт, центральная фигура португальского модернизма, мастер современного португальского языка. Он достиг совершенства в поэзии и размышлениях о сокровенном, одиночестве и скуке – традиционных темах Португалии с её ностальгическим лиризмом.

 

Песоа скитался по съемным комнатам и домам родственников, злоупотреблял алкоголем, выкуривал по восемьдесят сигарет в день, не приходил на встречи во время и получил признание спустя многие годы после смерти от цирроза печени. Год своей кончины в возрасте сорока семи лет он предсказал астрологически. Поэт подумывал о том, чтобы стать профессиональным астрологом. За всю жизнь он составил примерно 1500 гороскопов – для себя, случайных знакомых и даже для вымышленных личностей. Он назвал их гетеронимами.

Другие статьи о Великих португальцах читайте здесь

Использование многочисленных гетеронимов – особенность творчества Песоа. «Происхождение моих гетеронимов объясняется одной глубинной чертой, мне присущей, – отмечал он в переписке, – склонностью к истерии. Не знаю, только ли истериком являюсь, или, более чем вероятно, к этому присоединяется неврастения... Как бы там ни было, психической причиной гетеронимии является моя органическая стойкая тенденция к деперсонализации и притворству... Во мне истерия затрагивает в основном умственные аспекты, и всё заканчивается тишиной и поэзией».

 

Каждый из 136 гетеронимов представляет собой отдельную литературную индивидуальность с именем, биографией, внешностью, взглядами, стилем, излюбленными жанрами и темами.

 

Помощник бухгалтера Бернарду Соареш, которого автор определял как полугетероним, поскольку он наиболее трудно отличим от личности самого Песоа, был его учителем, а также наставником гетеронима по имени «Фернанду Песоа».

Гетероним Альберту Каэйру родился в Лиссабоне 16 апреля 1889 года, был сиротой, получил только начальное образование и прожил почти всю жизнь в сельской местности на попечении тётки. Он предпочитал простой и естественный образ жизни на лоне природы и рассказывал об этом в стихах. Скончался в 1915 году от туберкулёза.

Гетероним Рикарду Рейш родился в Порту 19 сентября 1887 года, окончил школу иезуитов, изучал медицину. Монархист, поклонник эстетики неоклассицизма, он изучал латынь, греческий язык и мифологию.

Продолжение ниже...

Алвару де Кампуш являлся самым важным гетеронимом Фернанду Песоа, единственным, с которым, по словам автора, он был лично знаком. Родился в Тавире или Лиссабоне 13 или 15 октября 1890 года. Был на два сантиметра выше Песоа (175 см). Его внешность свидетельствовала то ли о еврейских, то ли о мусульманских корнях. Путешествовал по Востоку, изучал военно-морскую инженерию в Глазго, был бисексуален, ратовал за оживление в Португалии арабского духа. В одном из писем Песоа отмечал: «Это полугетероним, поскольку, не обладая моей личностью, не обладает и отличной от моей, но, скорее, ею, но искалеченной. Это я – минус разум и чувствительность».

При жизни Песоа были опубликованы отдельные статьи, стихи, три брошюры на английском, а также поэма на португальском – «Mensagem» («Послание»). Она вышла в 1934 году, за год до его смерти. В ней поэт проповедует возрождение Португалии как «Пятой империи духа». Он грезит о возвращении легендарного Себастьяна I Желанного, исчезнувшего в Африке в бою с маврами в 1574 году, что дало пищу для возникновения мессианского культа короля. Песоа исповедовал мистический патриотизм с его принципом «Всё для человечества, ничего против нации».

Поэт имел смешанные корни, его предки были фидалгу (иберийцами благородного происхождения) и евреями. Мать Фернанду родилась на Азорских островах, отец – в Лиссабоне. Он был служащим в министерстве юстиции и музыкальным критиком, умер от туберкулёза, когда мальчику исполнилось пять лет. Отчима ребёнка назначили консулом Португалии в Дурбане, и вместе с семьей Фернанду отправился в Южную Африку. Мать была занята заботами о младших детях, и мальчик оказался предоставлен сам себе. Он признавался: «С детства я стремился творить вокруг себя вымышленный мир, окружая себя друзьями и знакомыми, никогда не существовавшими».

 

Получая образование в английской средней школе, Песоа полюбил английскую литературу, и Пиквик (литературный персонаж, созданный Чарльзом Диккенсом) стал, как он выразился, его постоянным обществом. Песоа оказался блестящим учеником, и в 1903 году получил почётную премию королевы Виктории за лучшее эссе на английском. Позже он начал одеваться и вести себя с британской сдержанностью.

В 1905 году, вернувшись из Африки в Лиссабон, Песоа поступил на высшие филологические курсы, однако бросил их. После смерти бабушки он получил небольшое наследство и открыл маленькую типографию, которая вскоре прогорела. В автобиографии, написанной в 1935 году и изданной через полвека, в графе «профессия» Песоа указал «переводчик». Он занимался переводами французских и английских текстов для коммерческих компаний, полагая, что «поэт и писатель – это не профессия, а призвание».

В личных записках 1910 года Песоа отметил: «Теперь я владею фундаментальными законами литературного искусства...  Мой интеллект приобрел гибкость и размах, позволяющие мне испытать любые чувства, которые я захочу испытать, и по своей воле вступать в любые состояния духа и ума».

Песоа имел привычку записывать стихи и прозу на клочках бумаги, обёртках, оборотной стороне других рукописей. После себя он оставил легендарный чемодан, среди содержимого которого – 25 000 текстов: автобиографические заметки, трактаты по астрологии, пьесы, рассказы, тексты по литературной критике, истории, социологии и философии, большей частью незавершённые. Полное собрание его сочинений было издано лишь в 1982 году.

Детская игра в разговоры с вымышленными персонажами – несуществующими знакомыми, как он их называл – в последующие годы превратилось в одержимость.В какой-то момент он начал писать своим бывшим учителям и одноклассникам из Дурбана, представляясь психиатром Фаустино Антунесом и выясняя их мнение о личности Фернанду Песоа, который якобы находился в психиатрической лечебнице и стремился покончить с собой. Поскольку он понятия не имел, кем он был, Песоа надеялся узнать что-то о себе от тех, кто его знал. Он писал: «Я здесь, но где – я не знаю. Я жив, но это не я».

Песоа постоянно испытывал страх впасть в безумие. В возрасте двадцати лет он признался: «Одна из моих психических проблем, настолько ужасных, что её невозможно описать, – это страх безумия, который сам по себе безумен. Этот страх ещё более усугубляется столь же мучительной неспособностью действовать. Я мучительно ощущаю – на самом краю безумия, я клянусь – что способен сделать всё, но я не могу сделать ничего, из-за нехватки воли».

Объектами особого притяжения для поэта были члены тайных обществ, гностики, маги, розенкрейцеры и алхимики. Он писал в 1906 году: «Со времени осознания самого себя я различал в себе врожденное влечение к мистификации, к артистическому обману. Это дополнялось большой любовью к духовному, таинственному».

 

Определённое влияние оказала на поэта его тётка Аниса, у которой Песоа жил с 1912 по 1914 год – она увлекалась оккультизмом и спиритизмом. Между 1916 и 1917 годами Песоа провел серию спиритических сеансов, во время которых некие сущности советовали ему избавиться от девственности, говоря: «Ты онанист! Ты мазохист! Ты человек без мужества!».

Сексуальная сторона жизни Песоа остаётся загадкой. Возможно, он умер девственником. Не исключено, что он имел гомосексуальные или бисексуальные наклонности. У него было немало приятелей в среде поэтов-гомосексуалов, и лишь однажды Песоа непродолжительное время встречался с девушкой. Когда в 1923 году были опубликованы «Песни» поэта Антониу Ботту, Песоа откликнулся на книгу статьей, в которой оценил гомосексуальность автора как «позицию истинного эстета». Это суждение вызвало скандал.

Песоа тесно общался с легендарным британским магом Алистером Кроули и даже принимал активное участие в инсценировке его самоубийства. Кроули современники называли «самым порочным человеком нашего времени»: он имел многочисленные связи с мужчинами и женщинами, принимал всевозможные наркотики и создал религиозно-магическую систему под названием Телема.

Песоа рассказывал: «Бывают моменты, когда у меня происходят внезапные вспышки «эфирного видения», и я могу видеть «магнетическую ауру» некоторых людей и особенно свою собственную, отраженную в зеркале, а также излучаемую моими руками в темноте. В один из лучших моментов эфирного видения... я видел ребра человека через его пальто и кожу».

 

В письме, объясняющем появление гетеронимов, Песоа говорил о своей вере в возможность общения с высшими существами.Однако его гетероним Бернарду Соареш был более скептично настроен в отношении оккультизма: «Я провёл ужасные ночи, склоняясь над томами мистиков и каббалистов, которых у меня никогда не хватало терпения читать, кроме как с перерывами... Это привело к почти физическому презрению к тайным обществам, оккультным наукам...». Что действительно беспокоило автора «Книги непокоя», Соареша, так это то, что все «мастера мистики» пишут ужасно. Его обескуражило то, что они могут овладеть сатаной, но не португальским. То, что кто-то коснулся стоп Иисуса, говорил Соареш, не есть оправдание пунктуационных ошибок.

 
Заказать экскурсию